Культура Оливкового Масла

31/10/2023

"Я помню... Как мой отец смутно помнит пороки, так и я смутно помню паровую машину. Жужжание паровой машины, вращение ее маховика, хлопки, издаваемые стыками ремней. Помню, как он бросал лопаты с выжимками в паровой котел и как в дымоходе раздавался паровой свисток. Я скучаю по мирным звукам камней. Я до сих пор помню взлеты и падения водяных прессов, каменщиков, изготовителей прихваток, переплетчиков мешков, боковых прижимателей, ремесленников. Мастера усердно работают. Кувшины, гильдии и помещения медленно наполняются этой золотой жидкостью. Помню, оливки не поместились во дворе завода и были выстроены во все стороны на улицах. А черная вода, вытекающая из мешков, смешивается с дождем и течет по тротуарам. Помимо огромных грузовиков и тракторов, оливки привозились на заводской двор в конных экипажах, велосипедах, тачках и даже в мешках. Среди партий в сотни мешков были партии оливок по три-пять килограммов, которые производились одной компанией и массово отжимались. Помню, как вечера превращались в застолья во дворе завода, заказывался чай и кофе, усталые, но мирные производители болтали об урожайности, кислотах, деликатесах и ценах. Я слышал от старых-старых дядей, что оливковые рабочие в окрестностях Гаврана начинали свою работу со свистком нашей фабрики и таким же свистком заканчивали. Я видел переход от парового двигателя к электродвигателям. И что мокрые прессы были демонтированы и установлены современные установки непрерывного действия. Я видел победу технологий над традициями. Однако я узнал, что производство оливкового масла — трудная работа, требующая большой осторожности.

Мы, жители этого региона, верим, что оливковое масло — лекарство от всех проблем. Если мы где-то ранены, если у нас вывихнуто запястье, если у нас обожжена рука или у нас выпадают волосы, мы надеемся на помощь оливкового масла. Нет ни одного из нас, кто не работал бы в оливковой роще или на заводе по производству оливкового масла. По крайней мере, мы ухватились за край кувшина. В прошлом у нас были масляные лампы, а не газовые. С помощью оливкового масла мы остановили скрип дверных петель. Мы сжигали оливковое дерево и кормили его листьями наших животных. Здесь нет ребенка, который бы не топтал мешки с оливками, каждый ребенок катался в куче выжимок и получал нагоняй от матери. Здесь каждый немного дегустатор. Вы не можете заставить кого-либо есть плохое масло. Настолько, что мы покупали бутылку оливкового масла, когда ехали в отпуск, чтобы добавлять его в салаты и рыбу в ресторане. Несколько деревьев обязательно есть у каждого, они будут «пищей для дома». Наш подарок — банка оливкового масла. Все прощаются со своими гостями с банкой оливкового масла.

Оливковое масло — это такая культура, которая на протяжении всей истории формировала цивилизации и превратила нас, турок, пришедших из Центральной Азии, в людей Средиземноморья. Вот почему под этим оливковым деревом мы не считаем лидийцев, персов и римлян чужими. Древнегреческие боги кажутся немного похожими на нас. Оливковое масло — это такая культура, что, хотя мы и гордимся тем, что живем в ней на протяжении нескольких поколений, мы ставим под сомнение нашу традицию нескольких столетий за восемь тысяч лет истории. Это такая культура, что мы думаем, что оливковое дерево священно, нам повезло, что оно у нас есть, и мы верим, что катастрофы не произойдут с местами, где есть оливки."

Evliyazade zeytinyagi, Айвалык